Первая ассоциация, которую вызывает роман «Внутренняя сторона ветра» Милорада Павича еще до того, как оказывается прочитанной самая первая страница, связана с детством, в котором каждому из нас попадались книжки-перевертыши со сказками. Читать их можно было с любой из сторон, хоть сначала, хоть с конца. Роман Павича оформлен также — каждое из его многочисленных изданий издавалось именно в виде перевертыша. Это не единственное из того, что роднит «Внутреннюю сторону ветра» с детской сказкой — напевное, наполненное мифологией и едва зримым волшебством повествование также рождает сказку, только предназначена не для детей, а для взрослых. Сказку с непременно счастливым концом, с интересной историей и множеством неординарных сюжетных ходов.
Однако на поверку все это оказывается второстепенным. Во «Внутренней стороне ветра» на первый план выходит форма, композиция. Павич говорит с читателем о двойственности, дуалистичности нашего мира, происходящих в нем событий, наблюдаемых нами явлений. Всегда, по его мнению, есть две стороны, каждая история имеет свою пару, любое событие не может существовать в одиночестве — где-то во временном или географическом пространстве обязательно найдется его брат или сестра. Из этих размышлений и появляется оригинальная форма книги — в ней две части, две истории, которые сольются в единое целое, но только тогда, когда каждая из них подойдет к своему завершению.
Павич рассказывает об одной душе, которая живет сразу в двух людях. Разница во времени между этими людьми — порядка ста лет. Мужчина из далекого прошлого и женщина, вполне современная. Мужчина чувствует, что в нем не хватает половины, и всю жизнь сосуществует с этим ощущением. Женщина же даже не задумывается об этом, расценивая себя как нечто цельное, неделимое, однако в конечном итоге раздвоенность ее души ворвется и в ее жизнь. Финал этой истории поражает — Павич всегда был мастером великолепных концовок. В то же время во всем его великолепии читатель сможет оценить завершение романа только тогда, когда им будут прочитаны обе истории.
Разделяя действие «Обратной стороны ветра», разнося его на две части, Павич, тем не менее, склеивает, связывает их между собой многочисленными аналогиями, сюжетными параллелями, сравнениями так, что становится понятно — одна половина книги просто не может существовать без другой. В очередной раз демонстрируя свое великое умение обращаться с формой литературного произведения так, что в его руках она становится податливой глиной, Павич создает совершенную конструкцию, лишенную каких бы то ни было изъянов, невиданную доселе читателем и в то же время такую знакомую ему еще по временам детских книг со сказками, которые можно было читать с любого конца.
|
Милорад Павич: Обратная сторона ветра (Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре) - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 4)
|