Книга «Экстази. Три истории о любви и химии» Ирвина Уэлша впервые была издана в 1996-м году, спустя три года после нашумевшей «На игле». Известно, что, практически одновременно с появлением на прилавках, этот сборник попал в число бестселлеров в Великобритании. Уже знакомые с творчеством Уэлша читатели многого ожидали о «Экстази», и в своих ожиданиях они не обманулись. Продажи книги, стабильно находящиеся на высоком уровне на протяжении многих лет — лучшее тому подтверждение.
Сборник новелл рассчитан вовсе не на массовую аудиторию, однако он пользуется колоссальной популярностью. Это объясняется тем, что Уэлшу удалось не только затронуть, но и раскрыть ряд тем, вызывающих глубокую заинтересованность не только у британского или европейского читателя, но и аудитории со всего мира.
«Клубное» поколение, лишенное идеологии, целей и ориентиров, проводящее свое свободное время в ночных заведениях, забивающее музыкой, алкоголем и химией образовывающуюся пустоту. Именно о нем пишет Уэлш, даже не пытаясь найти ответов на некие вопросы, а подводя некий итог, констатируя факт. Именно эта констатация и оказывается необходимой читателю для того, чтобы четко увидеть себя и своих «соплеменников», взглянув на них даже не со стороны, а просто без шор на глазах.
Многие рецензенты расценивают «Экстази» как возможность отправиться в путешествие по ночным клубам Лондона или получить представление о британской молодежи образца 90-х годов. Другие читатели полагают, что Уэлш создал книгу, интересную только тем, кто ведет соответствующий образ жизни. Однако ни первые, ни вторые и близко не подходят к сути «Экстази». Автор говорит о гораздо более серьезных вещах, всего лишь раскрывая свои идеи на примере того, что ему хорошо знакомо. Те же, кому в процессе чтения удается увидеть суть сборника, нередко оценивают его как вершину творчества автора, лучшее из того, что ему когда-либо удавалось создавать.
«Экстази» обращает на себя внимание, причем не только и не столько обложкой, сколько своим содержанием. С первых же страниц Уэлш четко дает понять читателю, что не планирует с ним церемониться — в книгу приходится погружаться будто с разбегу, мгновенно и с головой окунаясь в нее. Авторский стиль в «Экстази» безупречен и полностью соответствует тематике произведения. В русском переводе многие нюансы оказались утраченными, замененными на сленг или нецензурную лексику, однако это не помешало сохранить фактурную, броскую, яркую манеру изложения, выбранную Уэлшем.
Сборник состоит из трех новелл, которые скомпилированы так, чтобы обеспечить нарастающий эффект от чтения. Первый рассказ в «Экстази» — это, по сути, проверка выносливости — есть ли читателю смысл продолжать знакомство с книгой или лучше сразу отказаться от этой идеи? Автор предлагает историю о писательнице, которая, узнав о том, что муж далеко не всегда хранил ей верность, решает избавиться от супруга довольно необычным способом.
Вторая новелла — это более серьезный материал: здесь читатель знакомится с девушкой, которая оказывается жертвой фармакологического эксперимента, оказавшегося не вполне удачным. Финал этой новеллы — как удар под дых — резкий и неожиданный. Второй рассказ в «Экстази» можно воспринимать как своеобразную тренировку, подготовку к заключительной и самой яркой части книги.
Третья новелла повествует о поисках любви в химии. Эта история — именно то, ради чего создавался весь сборник, не просто талантливый, а, безусловно, гениальный рассказ. Именно ради знакомства с ним и правильного его восприятия и стоит проходить столь продолжительную (но в то же время небезынтересную) подготовительную фазу, которая включает в себя две первых новеллы.
|
Ирвин Уэлш: Экстази. Три истории о любви и химии - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 5)
|