Вряд ли фамилия Шпильман была бы так известна в России, если бы не известный фильм Романа Полански «Пианист», повествующий о судьбе пианиста, носящего ее. Этот фильм рассказывает о жизни еврея в Варшаве в период с 1939-й по 1945-й год. От первых притеснений до пребывания в гетто, долгого голода и многих лишений, которые этот человек испытывал, скитаясь по случайным квартирам и прячась от фашистов в разрушенных налетами домах.
Фильм очень известен, основан на реальных событиях, однако далеко не все знают, что в основе него лежит потрясающая книга — «Пианист: Варшавские дневники», написанная самим Шпильманом уже после окончания войны и освобождения Варшавы. Собственно, изначально она создавалась не как литературное произведение, а как мемуары, которые впоследствии, после литературной обработки Ежи Вальдорффа были изданы в Польше. Книга была опубликована небольшим тиражом в 1946-м году и вскоре изъята, фактически запрещена.
Ее воскрешение произошло спустя больше чем полвека — в 1998-м году «Пианист» был переиздан, да не где-нибудь, а в Германии. После этого мемуары были переведены на 8 иностранных языков, в числе которых оказался и русский. Так и у нас появилась возможность ознакомиться с этим произведением — книгой, которой не просто сложно или трудно — страшно поверить.
В действительности все происходило именно так, как описывает Шпильман. Беспричинные расстрелы, транспортировка тысяч людей в Треблинку в вагонах для скота, морозы и голод, бесконечные преследования, побои и унижения. Автор выжил действительно чудом — кажется, в реальной жизни не бывает такой везучести. И, тем не менее, находились люди, помогавшие ему, те, кто подчас рисковал собственной жизнью для того, чтобы помочь пусть и известному, талантливому, но все же одному из даже не десятков, а сотен тысяч людей.
«Пианист: Варшавские дневники» — это, прежде всего, книга о людях. Здесь нет захватывающих дух описаний зверств, которые фашисты творили на просторах покоренной ими Европы. Вместо них — отстраненная констатация, беспристрастная, спокойная настолько, насколько могут быть спокойными оценки человека, привыкшего жить в постоянном кошмаре, сроднившегося с ним. Эта беспристрастность оказывается обманчивой — рассказ Шпильмана о его судьбе не пугает до тех пор, пока читатель не осознает, сколько страданий стоит за каждым словом, страданий таких, какие не под силу, пожалуй, представить современному человеку.
И, тем не менее, это — книга о людях, подлых и благородных, цепляющихся за жизнь, и готовых сделать последний шаг для того, чтобы поскорее закончить ее и мучения связанные с нею. Шпильман рассказывает о власти, которую никто не употребляет другим во благо, и о полном бессилии, которое многие стремятся преодолеть ради того, чтобы помочь даже не себе, а кому-то еще. «Пианист: Варшавские дневники» — это великолепное произведение, которое показывает, как мало нужно для того, чтобы сделать из человека животное. Это — книга, которая рассказывает о том, как мало нужно для того, чтобы все же оставаться человеком.
|
Владислав Шпильман: Пианист: Варшавские дневники - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 5)
|