«Дневной дозор» — роман Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева, описывающий жизнь «иных» — людей, обладающих магическими способностями. Написанный в 2004-м году, он стал второй книгой цикла «Дозоров». Практически сразу после издания, «Дневной дозор» вошел в список бестселлеров, до сих пор книга пользуется высокой популярностью у любителей отечественной фантастики.
Участие в создании романа сразу двух известных фантастов, которые, к тому же, являются давними друзьями, несомненно, пошло на пользу «Дневному дозору». Васильев дает книге целый ряд свежих идей, Лукьяненко обеспечивает достойную их реализацию, в результате чего получается достаточно динамичный и в то же время обладающий продуманной структурой роман.
Считается, что, занимаясь написанием «Дневного дозора», авторы «разделили» между собой персонажей книги. Васильев пишет от лица темных магов, Лукьяненко стоит на стороне светлых. Благодаря этому противостояние литературных персонажей выглядит более естественным, а сам сюжет приобретает дополнительную динамику. Впрочем, книга получила от Васильева не только плюсы, но и минусы. Самый явный — чрезмерная увлеченность автора техническими подробностями. Из-за этого роман периодически теряет динамику, сюжет начинает «пробуксовывать». С другой стороны, стилистически писатели смогли сохранить единство «Дневного дозора», что является очень большой их заслугой — добиться этого наверняка было непросто.
Если сравнивать «Дневной дозор» с его предшественником, «Ночным дозором», то окажется, что книга является более «взрослой», сдержанной, строгой. Это, несомненно, идет на пользу всей серии романов — чувствуется, что Лукьяненко «растет» вместе с циклом как в плане стилистики, так и с точки зрения сюжета.
«Дневной дозор» имеет интересную конструкцию — книга поделена на три части и описывает три разных сюжета, связанных между собой. Таким образом, читатель видит последовательное развитие одной и той же ситуации, описанной с использованием разных событий. Это делает сюжет романа более напряженным, а саму книгу — более интересной.
Важно сказать о том, что в «Дневном дозоре» сам мир, в котором находятся персонажи, оказывается достаточно логичным, проработанным. Лукьяненко рисует перед читателем литературную «реальность», четко представляя себе, по каким законам она живет и что для нее характерно. В фантастике это имеет колоссальное значение, и можно сказать, что с этой частью задачи автор справляется очень хорошо — знакомство с романом оказывается путешествием в мир иных, причем мир этот выглядит довольно реалистично.
Сюжет развивается вокруг некой операции Дневного дозора, причем каждая из трех частей, входящих в книгу — это определенная ее стадия. На начальном этапе рассказ ведется о темной ведьме Алисе Донниковой, которая отправляется в пионерский лагерь восстанавливать силы и влюбляется в молодого человека, оказавшегося иным. Во второй части появляется Виталий Рогоза, «Зеркало», имеющее огромное значение для темных и светлых магов. В третьей части идет рассказ об устранении Игоря Теплова, которое сопровождается целым рядом «кадровых перестановок» внутри обоих кланов иных (Дозоров).
В конечном итоге Лукьяненко объединяет все эти три части, используя в качестве основы для них одну и ту же идею — в преддверии нового тысячелетия главы обоих кланов иных имеют особые планы, разгадать которые пытаются рядовые «сотрудники» их организаций-Дозоров. Именно вокруг этих замыслов и строится весь сюжет книги.
Являясь достаточно напряженным, он развивается в ярких, запоминающихся декорациях. В книге присутствуют персонажи, знакомые читателям по другим «Дозорам», причем многие из них во второй части меняются тем или иным образом, что также улучшает впечатление от книги, да и от всей серии — Лукьяненко «ведет» своих героев не торопя события, постепенно развивая каждого из них. В том числе поэтому и «Дневной дозор» в частности, и весь цикл вообще могут читаться не только ради сюжета, но и ради атмосферы, возможности понаблюдать за знакомыми персонажами.
«Дневной дозор» был экранизирован в 2006-м году, причем, несмотря на многочисленные негативные отзывы от поклонников творчества Лукьяненко, фильм оказался довольно успешным. Однако примечательно, что экранизация «Дневного дозора», по всей видимости, стала последней из серии фильмов, снятых по мотивам книг цикла. Три следующие за «Дневным дозором» книги («Сумеречный дозор», «Последний дозор» и «Мелкий дозор») скорее всего не будут экранизироваться.
|
Сергей Лукьяненко / Владимир Васильев: Дневной дозор - рейтинг книги на LAzZY.ru: 3.50 (проголосовало 4)
|