Фредерик Бегбедер написал свои «99 франков» в 2000-м году. На тот момент автор работал копирайтером в крупном рекламном агентстве, однако построить карьеру в этой сфере ему не удалось — своей книгой он положил ей конец. «99 франков» посвящены именно рекламному бизнесу — Бегбедер стремится показать его изнанку, рассказать всю правду о нем, объяснить потребителю роль рекламы не только в современном бизнесе, но и в современном обществе.
Предложенный Бегбедером рассказ о рекламном бизнесе наполнен субъективными оценками — автор рисует его исключительно с темной стороны. Одна из идей романа: реклама продает потребителю мечты о том, чего у него никогда не будет. Впрочем, этот пессимизм распространяется на всех персонажей книги — и на безликого покупателя, который в книге присутствует лишь в качестве слушателя, к которому непрестанно обращается главный герой, и на самого главного героя и его коллег. Никто не будет счастлив, жизнь в потреблении вечно будет заставлять нас бежать по кругу от зарабатывания денег к их трате, и обратно. Эти идеи соответствующим образом упакованы: «99 франков» насыщены яркими сценами, неожиданными ассоциациями, весьма дельными рассуждениями. И все же книга не выглядит реалистичной, сюжет не кажется убедительным.
Вполне вероятно, что основная проблема заключается в том, что ни один из персонажей романа не способен вызвать у читателя симпатию. Более того, декорации, которые окружают героев, сам их образ жизни кажутся неестественными. Именно поэтому поначалу читателю сложно воспринимать историю, рассказываемую Бегбедером, серьезно. Определенную роль играет и то, что сам главный герой, копирайтер рекламного агентства Октав, не отличается логичностью в поступках и суждениях, не имеет решимости и силы воли для того, чтобы добиваться желаемого, он оказывается способным только плыть по течению, надеясь на благополучный исход.
Драма этого персонажа — в неприятии своего собственного окружения и тех законов, по которым оно живет. Занимая хорошую должность, Октав ждет случая, который позволит ему оставить работу, перейдя к праздной, легкой и приятной жизни.
Идейно роман похож на знаменитое «Generation П» Пелевина, однако Бегбедер оказывается более «пространным» — в его книге много лирических отступлений, размышлений главного героя, попыток уйти к написанию эссе, а не к созданию романа. Впрочем, это не делает чтение более сложным или скучным — «99 франков» остаются довольно динамичной книгой, насыщенной рекламными образами, псевдошокирующими откровениями и неестественным гламуром.
|
Фредерик Бегбедер: 99 франков - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.00 (проголосовало 4)
|