Хотя сборник «Комната с заколоченными ставнями» издавался под авторством Говарда Лавкрафта, работал над ним не только знаменитый писатель. Эта книга, так же, как и все остальные опубликованная уже после смерти своего автора, содержит ряд рассказов, работа над которыми была начата Лавкрафтом. Заканчивал же ее Август Дерлет, один из самых знаменитых последователей этого автора. Поэтому на самом деле авторство сборника фактически принадлежит двум людям — Дерлету и Лавкрафту.
Тем не менее, по своему духу, настрою, стилистике, «Комната с заколоченными ставнями» — это, пусть и немного видоизмененный, но, тем не менее, классический Лавкрафт с его атмосферой гнетущего ужаса, безысходности, безбрежного страха. В сборник вошли произведения разных лет, что позволяет охватывать значительную часть творчества Лавкрафта и тем самым придает «Комнате с заколоченными ставнями» особенную ценность.
Стоит заметить, что определить наверняка, чьего именно — Лавкрафта или Дерлета — участия в этой книге было больше, очень сложно. С одной стороны мы имеем традиционный «лавкрафтовский» стиль, нагнетающий ужас, нагоняющий на читателя страх. С другой стороны, основная работа была проделана Дерлетом, и это не может не ощущаться. При этом многие поклонники творчества Лавкрафта обвиняли Дерлета в том, что он позволил себе непозволительное обращение с трудами писателя — мол, слишком много изменений было сделано в изначально созданной реальности.
Отчасти, это действительно так. Все рассказы, изданные в сборнике «Комната с заколоченными ставнями», были либо отредактированы, либо адаптированы под запросы современного читателя, либо и вовсе на корню переделаны. При этом сам характер этих «переделок» никак не соответствует тому курсу, которым сам Лавкрафт шел в своем творчестве. Так, в ряде рассказов Дерлет довел повествование до счастливого конца, в некоторых из них ввел участие добрых сил в происходящих событиях — сам Лавкрафт никогда не делал этого в своих произведениях, и именно поэтому появление положительных моментов в сюжетах стало поводом для возмущения поклонников творчества писателя.
В то же время, нельзя сказать, что Дерлет испортил этим рассказы — просто он придал им несколько иную тональность, в результате чего сами по себе, в отрыве от традиционных для Лавкрафта мотивов, они сохранили свою художественную ценность. Более того, «Комната с заколоченными ставнями» получилась действительно интересной, разноплановой компиляцией, которая способна увлечь читателя, подарить ему немало часов подлинного наслаждения хорошей литературой.
Разумеется, в определенном смысле Дерлет видоизменил само творчество Лавкрафта, подал его в более гуманном, добром свете. Однако в то же время он смог сохранить стилистику, слог автора, закончить его работу действительно талантливо, нисколько не испортив ее. Именно поэтому заявления издателей о том, что сборник «Комната с заколоченными ставнями» является достойным продолжением творчества Лавкрафта, вполне справедливы — Дерлет проделал большую работу, причем он смог с ней справиться блестяще — в его интерпретации рассказы Лавкрафта нисколько не проигрывают и остаются самобытными, действительно интересными произведениями.
|
Говард Лавкрафт: Комната с заколоченными ставнями (Запертая комната) - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 1)
|