Роман Джона Фаулза «Коллекционер» впервые был опубликован в 1963-м году. Он оказался достаточно успешным дебютом для автора и принес ему широкую известность. Более того, эта книга пользуется высоким интересом читателей и сегодня. Произведение поднимает достаточно сложные, серьезные вопросы о взаимоотношении человека с социумом, о борьбе прекрасного и отвратительного, о любви в ее современной интерпретации.
Многие читают «Коллекционера» с восторгом, улавливая игру автора, наслаждаясь его стилем изложения, яркими, удивительно правдоподобными характерами. Другим ничего, кроме отвращения, эта книга не приносит. Закончив чтение, они испытывают облегчение и больше никогда не возвращаются к роману. Неизменно одно: начав читать «Коллекционера», совершенно невозможно оторваться от романа, не узнать, чем закончилась эта интригующая и в то же время отвратительная история.
Возможно, причина этого — сюжет. В «Коллекционере» Фаулз рассказывает о филателисте, влюбившемся в образованную девушку из обеспеченной семьи. Главный герой — простой, обычный, «серый» человек. Выиграв крупную сумму денег, он покупает дом в пустынной местности, оборудует его, похищает девушку и содержит ее там. Любовь героя к жертве делает ее очередным экземпляром его коллекции — именно так чувствует себя героиня. Он же надеется, что, узнав его лучше, она сможет его полюбить, и у них будут «брак, дети и всякое такое».
Рассказывая о главном герое, совершившем ужасный поступок, Фаулз пытается его оправдать — у него не было подобающего образования и воспитания, он рос в убогой, ущербной среде. Уже после публикации романа автор говорил о том, что главного героя книги таким сделало именно общество, окружавшее его с детства. Оправдывать или нет этого персонажа таким образом — выбор читателя, и именно этот выбор не дает возможности остаться равнодушным к этой книге.
Интригующая завязка становится еще более привлекательной благодаря тому, что Фаулз писал «Коллекционера», следуя всем традициям детективного жанра. Великолепным является и построение романа. Автор разделил повествование на две части. Сначала история рассказывается от лица похитителя, затем — от лица его жертвы. Таким образом, читатель получает возможность выслушать обоих участников описываемых в книге событий, составить свое, субъективное мнение о каждом из них. Выдержав оба этих рассказа в стиле дневников, Фаулз добился потрясающей реалистичности — герои его книги воспринимаются не в качестве литературных персонажей, а в качестве живых, настоящих людей. Это делает «Коллекционера» еще более правдивым и более пугающим.
Критика восприняла этот роман вполне благосклонно: «Коллекционер» получил множество положительных отзывов, которые касались и стилистики, и безупречного владения языком, которое автор продемонстрировал в романе, и продуманного сюжета. В то же время роман шокирует, поражает читателя. В том числе благодаря этому чтение «Коллекционера» доставляет огромное удовольствие. Его можно сравнить с соблазном прикоснуться к чему-то пугающему, запретному.
Вероятно, работая над «Коллекционером», Фаулз пытался добиться именно такого эффекта, и, если это действительно так, можно констатировать, что с поставленной задачей он справился великолепно.
|
Джон Фаулз: Коллекционер - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.79 (проголосовало 34)
|