Многие критики называют Захара Прилепина одним из самых значимых явлений в российской литературе за последние годы. Автор обладает богатым жизненным опытом, который он отражает в своих произведениях. Третий по счету роман не стал исключением – «Грех» рассказывает о жизни альтер эго Прилепина, предлагая читателю знакомство с брутальным, порой достаточно жестким и жестоким героем.
Прилепин задумывал своего Захара как неплохого, в общем-то, человека: его философия сводится к разделению реалий на черное и белое, причем герой старается в любой ситуации оставаться на «стороне добра». У него это вполне успешно получается: в целом калейдоскопе приключений, выпадающих на долю Захара, последний проявляет себя с лучшей стороны, стараясь помогать и защищать.
Автор создает идеального героя современности: человек из народа, обладающий житейской смекалкой и богатым опытом, старающийся по мере своих сил исправить мир вокруг себя. Именно этот момент вызвал у критиков бурный восторг: российскому читателю-де давно был нужен именно такой персонаж: пусть не обремененный академическими знаниями, зато прямолинейный, сильный и честный.
Прилепин же не только сумел создать именно такого героя – автору помимо всего прочего удалось разграничить белое и черное, хорошее и плохое, предложив читателю не только «экшн», но и моральную составляющую. Как и предыдущие произведения Прилепина «Грех» был очень тепло встречен критикой, издатели выпустили большие тиражи, и роман был почти автоматически отнесен к числу бестселлеров.
Однако действительность, скрывающаяся под брутальной обложкой, оказалась несколько иной. Да, Прилепин и в самом деле создал хорошего персонажа, по сути своей смахивающего на американского Супермена – простой парень, который выполняет любую, даже самую грязную работу (а-ля вышибала в дешевом полупритоне) и старается делать это хорошо, усмиряя «плохих» и защищая «хороших». Но говорить о том, что российские читатели нуждаются именно в таком герое – преувеличение. Главный герой романа слишком прост – он прямолинеен и безыскуственнен, но, при этих, в общем-то, неплохих чертах характера ему не достает интеллекта и образованности. По всей видимости, Прилепин пошел по пути фольклорных сказителей и решил предложить аудитории аналог Ивана на печи, но только 21-го века выпуска.
Приключения этого персонажа, составляющие основу сюжетной линии «Греха» - это запечатленная на книжных страницах российская действительность, которая, к слову, в реальной жизни оказывается куда более напряженной, чем в романе автора. У действия нет центральной интриги, и это оказывается самым слабым местом «Греха» (традиционное противостояние зла и добра в данном случае за интригу считать сложно).
Впрочем, вполне вероятно, что это заложено в самой композиции произведения. Дело в том, что «Грех» - это роман в рассказах, каждая глава произведения имеет самостоятельный сюжет, между собой эти рассказы связаны в единое целое, однако ощущения целостности именно сюжета не возникает. Слабая идейная нагрузка довершает это впечатление, в результате чего «Грех» воспринимается не как литературное произведение, а скорее как мемуары или некое жизнеописание без внятного начала и внятного конца.
|
Захар Прилепин: Грех - рейтинг книги на LAzZY.ru: 0.00 (проголосовало 0)
|