Известный американский писатель Филип Рот за свою долгую литературную карьеру (а она длится у него уже почти полвека) неоднократно получал престижные литературные награды и премии. Его последний на данный момент роман «Немезида» пока не отмечен ни одной из них, однако эта книга является одним из самых сильных произведений Рота, своеобразной чертой, которой он подводит итог всему своему творчеству и всей своей жизни.
Многие критики говорят о том, что писать что-либо после «Немезиды» Роту просто нет смысла – настолько совершенным является этот роман. Подобные похвалы являются заслуженными – Рот и в самом деле смог создать нечто, с одной стороны радикально отличающееся от всего, что он делал раньше, а с другой стороны – талантливо продолжающее лучшие традиции его творчества.
Если раньше Рот многим читателям виделся этаким циничным комиком, безжалостно высмеивающим наиболее характерные черты американизировавшихся евреев, то на этот раз автор абсолютно серьезен. Герой «Немезиды» - Юджин Кантор, которого все называют Бакки – представляет собой типичного «положительного молодого человека»: молодой еврей с современными взглядами на жизнь, воспитанный в осознании личной ответственности за происходящие вокруг события, занимающийся спортом, совершенствующий свое тело, работающий школьным учителем физкультуры.
Лето 1944-го года в родном городе Бакки, Ньюарке, выдается очень жарким, в результате чего здесь разыгрывается эпидемия полиомиелита, тогда еще не известного медицине заболевания, от которого на тот момент не существовало ни лекарств, ни вакцин. Бакки видит, как от неизвестной болезни один за другим погибают его ученики. Он не может понять ни самой угрозы, ни причин ее появления, ни своего места рядом с ней. Бакки некого обвинить в детских смертях – даже Бога, ведь он не привык обращаться к нему напрямую. Стремление возложить вину за эти события на кого-то конкретного в определенный момент заводит Бакки слишком далеко – как и для его учеников, для него лично эта эпидемия окажется роковой.
Критики считают, что «Немезида» входит в цикл, в котором, помимо нее присутствуют еще три романа: «Возмущение», «Унижение», «Обычный человек». Все эти произведения объединены общим мотивом – мотивом поражения. В «Немезиде» это – поражение перед неведомой угрозой, болезнью, которая жестоко, неумолимо и совершенно беспричинно уносит детские жизни. Она рушит всю систему жизненных ценностей Бакки, а его попытка привести эту систему хотя бы в шаткое равновесие оборачивается катастрофой для него самого.
В «Немезиде» каждая деталь, каждый нюанс служат определенной роли, находятся на своем, единственно верном месте. Начать стоит с выбора названия: Немезида – это богиня возмездия, которая следит за тем, чтобы грехи получали свое наказание, а счастья не было слишком много. Она призвана удерживать равновесие добра и зла, хорошего и плохого, однако в глазах героев одноименного романа это равновесие выглядит неправильным, жестоким, ошибочным. Имя богини ни разу не употребляется в романе, однако ее образ витает на его страницах. Именно она – тот неумолимый рок, который забирает детские жизни без выбора и причин.
Идеальным является и выбор времени. 1944-й год, в Европе бушует война, а Бакки не смог попасть туда из-за слабого с детства зрения. Война выглядит чумой, настоящим проклятием, неоправданно жестокой карой. Герои романа могут наблюдать за ней только со стороны – и неожиданно сталкиваются с такой же чумой, по неизвестным причинам уносящей жизни детей уже в их, абсолютно мирном и далеком от военных ужасов городе.
Каждому слову, сравнению, каждой ретроспективе и каждому событию в «Немезиде» есть вполне конкретная причина: Рот создает безупречный роман, в котором целостность, логика, мотивация – все находится на высочайшем уровне. Автор даже изменяет своему привычному стилю изложения: в «Немезиде» он пользуется короткими, емкими фразами, текст дает максимум конкретики, информации так, что роман оказывается перенасыщенным событиями, развитие которых по мере приближения к финалу набирает скорость подобно снежному кому, катящемуся с горы.
Многие считают, что причиной таких перемен в творчестве Рота стал тот факт, что сам автор с помощью своего романа хотел осмыслить вопрос смерти, попытаться внести в него хоть какую-то ясность для себя, и вероятно, для своих читателей. Как бы то ни было, эта книга способна стать великолепным выбором для того, кто привык думать над прочитанным. Разумеется, для всех поклонников Рота, которые, несомненно, относятся к категории «думающих» читателей, этот роман буквально обязателен к прочтению – он позволит им открыть новые стороны в творчестве любимого писателя, еще раз насладившись его талантом создавать великолепные по сюжету, композиции, идее и реализации произведения.
|
Филип Рот: Немезида - рейтинг книги на LAzZY.ru: 0.00 (проголосовало 0)
|