Цикл книг «Смерть на брудершафт» Бориса Акунина — это экспериментальные произведения, которые должны объединить в себе лучшие черты романной литературы и кинематографа. Предполагается, что в серии будет издано десять романов, на данный момент всего было опубликовано пять. Все книги серии объединяются общими героями и временем, а также одной и той же формой — Акунин совмещает литературу и кино, предлагая читателям нечто совершенно новое.
Предполагалось, что автор даст читательской аудитории возможность погрузиться в аутентичную атмосферу немного кино – каждый роман серии представляет собой группу черно-белых иллюстраций, которые сопровождаются текстом. Жанровая принадлежность романа традиционна для Акунина – это исторический детектив, события которого развиваются в начале века.
Главные герои всех романов цикла «Смерть на брудершафт» - российский контрразведчик Алексей Романов и германский шпион по прозвищу Зепп. Противостояние их служб становится одной из основных сюжетных линий, причем Акунин регулярно сталкивает друг с другом этих персонажей. От одного романа к другому (они разнесены по времени и последовательно идут друг за другом) герои меняются, их навыки совершенствуются. Романов, который на момент начала серии был простым студентом-математиком, постепенно «вырастает» в настоящего специалиста по шпионским делам. В свою очередь, и Зепп становится хитрее, опаснее и изворотливее. Впрочем, этот процесс «взросления» героев не несет практически никакой смысловой нагрузки – автор использует его только для того, чтобы раз за разом предлагать читателю все более напряженный сюжет.
В целом, «Смерть на брудершафт» оказывается сугубо развлекательным циклом. Отдельные произведения серии («фильмы» как называет их автор) – это короткие зарисовки, насыщенные действием, с плоскими, «картонными» персонажами, просчитываемой интригой. Словом, автор предлагает все то, что любители боевиков привыкли видеть на экранах, но в литературной версии.
«Смерть на брудершафт» стала литературным экспериментом, который вызвал немало споров среди поклонников творчества Акунина. Многим «фильмы», входящие в состав серии, показались слишком простыми и даже примитивными – вплоть до того, что автора ругали за намеренно упрощенную стилистику. Другие справедливо указывали на то, что цикл создается в качестве развлечения – и не более того. Соответственно, и упрощенный текст, и «плоские» персонажи, и обилие иллюстраций не только допустимы, но и необходимы – для того, чтобы дать читателю возможность отдохнуть от более серьезной литературы.
В целом же «Смерть на брудершафт» выглядит попыткой угнаться за временем, создать продукт, который будет пользоваться высоким спросом. Сложно не заметить сходства «фильмы» и комикса – и там, и тут используются иллюстрации, который сопровождаются текстом. Разумеется, романы-фильмы Акунина более серьезны, чем комиксы, однако идея здесь используется та же – перенести интерес читателя к видеоряду на литературный текст.
Правда, читательская аудитория Акунина такова, что подобный перенос будет восприниматься скорее как попытка ограничить читательское воображение, предложив ему только один вариант картинки из миллиона возможных. Именно несоответствие идеи и аудитории и является самым слабым местом цикла «Смерть на брудершафт» - в остальном романы-фильмы оказываются вполне достойным развлечением.
|
Борис Акунин: Смерть на брудершафт. Роман-кино - рейтинг книги на LAzZY.ru: 0.00 (проголосовало 0)
|