Роман Марии Галиной «Медведки» называют одной из самых больших литературных удач начала века. Однако определение это не вполне верно. Удача — это нечто, случившееся непроизвольно, благодаря счастливому и случайному стечению обстоятельств. «Медведки» же — это роман, к созданию которого Галина шла очень долго, методично, оттачивая и совершенствуя свой литературный талант.
Для Марии Галиной «Медведки» не являются дебютным произведением — на протяжении многих лет она создавала прозу, в которой метафизическое соседствует с бытовым. Эта проза была слишком отвлеченной, эфемерной, далекой от реальности для того, чтобы читатель смог полностью воспринять ее идеи. В «Медведках» этот недостаток исправлен — благодаря появлению сильного, необычного и все же реального, материального героя.
Этот герой, литератор Семен Блюмкин — невротик с суицидальным прошлым, человек имеющий множество комплексов и испытывающий серьезные проблемы во взаимодействии с окружающим миром. Блюмкин занимается весьма специфичной литературной деятельностью — он создает биографии на заказ, переписывая для состоятельных клиентов классические произведения. Его заказчики получают возможность «побыть» героями классических романов, ощутить свою связь с известнейшими историями, купить себе новое прошлое.
После того, как Блюмкин получает новый, не вполне обычный заказ, привычный уклад его жизни начинает разрушаться. Его клиент просит не просто придумать ему прошлое, а полностью переписать биографию, составив генеалогическое древо, подобрав семейные реликвии, предков и т.п. Блюмкин с неохотой берется за этот заказ, после чего с ним начинают происходить странные события: придуманная им биография начинает влиять на его собственную жизнь.
Галина постулирует идею о взаимопроницаемости параллельных миров, альтернативных реальностей, которые оказываются под влиянием литературного творчества. Главный герой постоянно ощущает их присутствие, чувствует, насколько тонкой является грань, разделяющая эти реальности. Влияние литературного слога, творческого акта, художественного вымысла на судьбу и ощущения персонажа оказывается практически незаметным, оно выступает в роли эмоционального фона, который задает тон всему повествованию.
Среди достоинств «Медведок» — плавный слог, неспешное, увлекающее читателя повествование, особенная, немного мистическая атмосфера. Именно в ее рамках развивается идея о проницаемости соседних миров, причем развитие это становится возможным только благодаря центральному персонажу: невротик Блюмкин делает всю историю более реалистичной, буквально оживляет ее, выводя на новый уровень творчество Галиной. Предыдущим ее произведениям не хватало именно такого героя — немного патологичного, не вполне готового к взаимодействию с другими людьми и окружающей его реальностью, но при этом способного ощутить, пропустить через себя как свой собственный мир, так и те миры, что находятся в бессчетных параллелях с ним.
|
Мария Галина: Медведки - рейтинг книги на LAzZY.ru: 0.00 (проголосовало 0)
|