В 1952-м году Эрнест Хемингуэй опубликовал одно из самых значимых своих произведений, повесть «Старик и море». Сам автор подчеркивал ее важность, говоря о том, что в этой повести ему удалось передать читателю такой свой опыт, который до него не передавал никто и никогда. Интересно, что при этом каждый читатель видит в повести «Старик и море» что-то свое. Для одних она становится уроком упорства, воли, стремления и способности к победе. Другие видят в повести особенную любовь к морю — как к чему-то живому, почти божеству. Для третьих она становится гимном человеку, его торжеству над природой. Впрочем, и первые, и вторые, и третьи признают, что «Старик и море» — очень красивая, глубокая по смыслу, особенная повесть, с которой обязательно стоит познакомиться.
Сюжет повести очень прост, причем Хемингуэй акцентировал на этом внимание, утверждая, что он мог усложнить «Старика и море», превратить его в роман, отяготить его массой подробностей, однако не стал этого делать для того, чтобы не мешать восприятию основной сюжетной линии и того, что за ней скрыто. В центре повествования — старик Сантьяго, кубинский рыбак, который ходит в море вот уже 84 дня подряд и каждый раз возвращается без улова. Первое время Сантьяго помогает местный мальчик, Манолин, которого старик учит премудростям рыбной ловли. Вскоре родители Манолина запрещают ему плавать с Сантьяго потому, что рыбак неудачлив. Тем не менее, Манолин помогает своему другу по вечерам, когда тот возвращается с рыбалки.
На 85-й день Сантьяго улыбается удача: на его наживку клюет очень большой марлин, однако выловить рыбу старик не может — не хватает сил. Рыба уводит лодку все дальше от берега, и в итоге между ней и рыбаком разыгрывается самое настоящее противостояние. Более того, даже в тот момент, когда старику удалось выловить марлина, его злоключения не заканчиваются.
«Старик и море» — небольшая повесть, однако это никак не сказывается ни на темпе повествования, ни на его эмоциональности, ни на насыщенности рассказа внутренними монологами, благодаря которым сюжет становится по-настоящему «живым». Так, именно внутренний монолог старика знакомит нас с этим персонажем ближе, показывает его отношение и к морю, и к его обитателям, демонстрирует внутреннюю силу уже уставшего от прожитых лет человека. Финал же возвращает читателя к действительности, в которой подобные трагедии оказываются непонятными для постороннего и даже более того — вообще ничего не значат ни для кого, кроме самого старика, моря и, разве что, Манолина.
|
Эрнест Хемингуэй: Старик и море - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 2)
|