Написанный в 1968-м году роман Хулио Кортасара «62. Модель для сборки» является одним из лучших образцов литературы XX-го века. Эта книга оказалась экспериментальной для автора. Создавая ее, он пытался представить на суд читателей произведение, которое можно было бы «конструировать» в процессе чтения, роман, который каждому из прочитавших его давал свое видение сюжета, образов главных героев и философии.
Сегодня можно утверждать, что создать подобное произведение Кортасару удалось. «Модель для сборки» — это не математическое развлечение, а очень своеобразная игра разума. Создание собственной версии восприятия романа базируется на том, какие именно мысли читатель сможет уловить в тексте книги. Многие говорят об этом романе в том духе, что он абстрактен настолько, насколько в принципе может быть абстрактным литературное произведение. И это действительно так — отсутствие «якорей» в виде неких суждений, оценок, морали позволяет читателю создавать на основе «Модели для сборки» свою собственную книгу.
Часто рецензенты признаются в том, что изначально ждали от этой книги возможности поиграть в своеобразный конструктор, каждый из элементов которого изначально создавался автором как часть чего-то целого. Однако Кортасар предлагает читателю иное развлечение — «Модель для сборки» оказывается скорее приглашением к совместному творчеству, возможностью не действовать в пределах заранее определенных рамок, а, напротив, выйти за них, создать что-то свое, что-то новое.
Кортасар настолько умело создает творческое пространство для читательского ума, что сам процесс «сборки» становится тонким интеллектуальным наслаждением. Однако испытать его могут лишь те, кто имеет способность видеть необычное в обычном, фантазировать и расширять пределы собственного восприятия. Да и само пространство книги, по сути, не имеет аналогов — оно многомерно и необычно, а в его лабиринтах приятно и интересно блуждать. Именно поэтому «Модель для сборки» и называют часто одним из самых выдающихся литературных произведений прошлого века. Пожалуй, ни одно из современных изданий не предлагает читателю настолько увлекательного и интересного путешествия.
Для Кортасара «62. Модель для сборки» стала одним из «зрелых» произведений — он приступал к написанию книги, будучи уже состоявшимся автором. При этом доподлинно известно, что идея создать именно такой роман возникла у автора задолго до того, как он начал работу над ним. В книге «Игра в классики», вышедшей в 1963-м году, в последней, 62-й главе Кортасар размышляет о возможности создания произведения, которое каждый читатель смог бы воспринять по-своему, буквально собрать из ассоциаций и впечатлений.
В «Модели для сборки» Кортасар рассказывает читателю о группе современных ему людей, оторванных от общества, не желающих жить его нормами и стереотипами. Повествование является прерывистым, сцены быстро сменяют друг друга, темп рассказа постоянно изменяется. В результате перед читателем предстает этакое литературное ассорти, которое оказывается настолько пестрым, что времени для осмысления, логической оценки книги просто не остается. В результате чтения каждый получает «чистое», не замутненное сознательными оценками впечатление.
При этом в «Модели для сборки» Кортасар показывает все свое авторское мастерство, весь свой талант — он использует множество сложных приемов, работает не столько с фактами, сколько с ассоциациями в своем рассказе, воздействует на читателя гиперболой и парадоксом, виртуозной игрой с образами и словами. Благодаря всему этому «Модель для сборки» становится одним из самых интересных с литературной точки зрения произведений, книгой, которая достойна пристального внимания читателей и, нельзя не отметить, заслуженно пользуется этим вниманием на протяжении почти полувека после первого издания.
|
Хулио Кортасар: 62. Модель для сборки - рейтинг книги на LAzZY.ru: 5.00 (проголосовало 2)
|