К известному швейцарскому писателю Максу Фришу слава шла довольно долго — только в 1957-м году, в возрасте 46-ти лет он написал первый свой роман, сумевший завоевать популярность. Этим романом стал «Homo Faber», книга, хорошо известная многим современным читателям. Драма, показанная в ней, в свое время встретила немало откликов — настолько случайной, малоправдоподобной была цепочка событий, которые к ней привели, и настолько глубокими оказались переживания самого главного героя, Фабера.
«Homo Faber» рассказывает историю мужчины, который за всю свою жизнь любил только два раза. Оба чувства были сильными не только по накалу страстей, но и по степени эгоизма, жившего в них. В первом случае герой расстается с любимой девушкой после того, как она принимает решение избавиться от их общего ребенка, причем аборт не является поводом для разрыва. Однако герой показывает себя «во всей красе» — не настаивая на рождении ребенка, он дает молчаливое согласие на этот поступок, после чего девушка просто пропадает у него из виду.
Второй раз объектом его страсти становится юная особа, чистая и искренняя, непосредственная и очаровательная. Сопровождая ее, Фабер понимает, что эта особа и является тем ребенком, который не должен был родиться у его прежней возлюбленной. После укуса змеи девушка, являющаяся дочерью героя, погибает, а Фабер оказывается лицом к лицу с ее матерью, своей бывшей невестой, жизнь которой дважды сломана им. Немного позже герой узнает, что он и сам находится на смертном одре, однако даже это не меняет ни его взглядов на жизнь, ни его отношения к женщине, которая некогда была для него самой большой ценностью на свете.
«Homo Faber» относится к категории романов, сюжет которых является лишь обрамлением, частью оформления, а потому читателя, еще не успевшего познакомиться с книгой, можно заранее посвятить во все его особенности — это нисколько не испортит эффекта от произведения. Понимает это и Фриш, который изначально, уже на первых страницах выкладывает перед читателем все свои карты, рассказывает ему, чем кончится эта печальная история. Для того, чтобы сделать это, он избирает не самый оригинальный, но при том весьма действенный способ — история рассказана в форме дневника главного героя, который он пишет, находясь на смертном ложе для того, чтобы еще раз оценить всю свою жизнь и, возможно, что-то в ней понять. По мере повествования рассказчик неоднократно забегает вперед, перебирает уже случившиеся события и те ситуации, которые еще только должны произойти, еще раз подчеркивая, что хронология здесь не так уж и важна, а интриги не должно быть и вовсе.
Но если не интригой Фриш удерживает читательское внимание, то чем же? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Во-первых, самим образом главного героя. Фабер вызывает антипатию, он неприятен, его выводы, суждения и оценки весьма и весьма спорны, однако именно это заставляет следить за ним, сопровождать его в путешествиях по его собственным воспоминаниям.
Второй момент — это манера изложения. Фриш в «Homo Faber» пишет открыто, откровенно, натуралистично, но в лучшем смысле этих слов. Умело воздействуя на воображение читателя, он добивается того, что последний оказывается полностью вовлеченным в происходящее, с головой погружается в атмосферу романа, начинает ощущать себя его частью, своеобразным исповедником умирающего человека. Вместе с Фабером переносясь в далекое прошлое, возвращаясь во времена молодости героя или к совсем недавно произошедшим событиям, читатель постепенно меняется (чего не скажешь о центральном персонаже).
Суть «Homo Faber» заключается в наглядном примере, который красноречиво демонстрирует весь ужас одиночества (пусть и порой добровольного), объясняет читателю, что жизнь далеко не всегда оказывается наполненной неким смыслом, что она — всего лишь череда событий, последовательность которых всегда хаотична. В «Homo Faber» Фриш не призывает искать в этом положительные стороны или, наоборот, пытаться исправить это положение, придумав свою собственную цель. Автор просто высказывает свою точку зрения, свое мнение о том, как организовано существование человека, попутно показывая нравы и характеры своих современников, используя образы, яркие настолько, что воображение читателя само переносит его на рубеж 50-60-х гг. XX-го века.
|
Макс Фриш: Homo Faber - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.67 (проголосовало 3)
|