LAzZY.ru - что почитать


рецензии:
- все книги
- фантастика
- фэнтези
- детская литература
- детективы

подпишись на новые рецензии:




вы искали автора:
все авторы

статистика:



ищете что-нибудь определенное?
LAzZY.ru
что почитать

Дмитрий Быков: Остромов, или Ученик чародея


Трилогия Дмитрия Быкова получила логичное завершение с выходом повести «Остромов, или Ученик чародея». Серия была начата романами «Оправдание» и «Орфографие» еще в начале 2000-х, и только сейчас, в конце десятилетия, Быков завершает эту грандиозную работу.

Последнее произведение трилогии оказывается своеобразным рассуждением о смысле и тайне жизни и смерти. Их взаимосвязь многократно обыгрывается в повести, становится основным ее мотивом, неким фоном, на котором разворачиваются основные события книги.

Свой рассказ Быков начинает отсылкой к реально существовавшему в 1926-м году «делу ленинградских масонов». Один из ключевых персонажей списан с Астромова, предводителя масонского движения. Остромов Быкова — это не только масон, но и выдающийся авантюрист, который собирает в Ленинграде масонскую ложу, попутно донося о происходящем в ОГПУ.

Разумеется, все члены собрания оказываются под арестом, избежать которого удается только одному ученику Остромова, Дане Галицкому, который действительно смог обучиться чародейству и, в частности, левитации. В решающий момент Даня просто улетает, избегая последствий ареста и оказываясь перед выбором между астральным поднебесьем или грязным Ленинградом, который в повести Быкова представляется как уже умерший город.

В «Остромов, или Ученик чародея» Быков намерено акцентирует внимание читателя именно на повествовательной части — он подчеркивает, что рассказывать историю, описывать детали и нюансы ему интереснее, чем рассуждать о проблемах жизни и смерти. В то же время сама повествовательная составляющая становится великолепной иллюстрацией для всей идеи романа — действующие лица, город, вся страна превращаются в повести Быкова в сонм трупов, которые продолжают свое существование безо всякой цели, по инерции.

Рисуя столь мрачную картину, автор, тем не менее, добавляет оптимистичные тона, предполагая, что любая сущность, будь то человек, город или целый народ, умирает для того, чтобы воскреснуть, переродиться. Именно поэтому мрачная повесть «Остромов, или Ученик чародея», тем не менее, не оставляет тяжелого осадка — напротив, она дает понимание того, что всякая смерть тесно связана с жизнью и может являться не финалом истории, а только лишь логическим ее продолжением, одним из многих этапов.

Важно заметить, что «Остромов, или Ученик чародея» великолепно показывает, насколько хорошо автор владеет искусством визуализации, использования образов для трансляции идеи. Быков создает скорбное настроение, пропитанное безнадежностью, неизбежностью, обреченностью, причем делает это он вполне сознательно — только поняв, что процесс умирания неотвратим, читатель сможет принять и основную идею повести.

Можно с уверенностью говорить о том, что «Остромов, или Ученик чародея» — это важный шаг на пути возрождения русской литературной традиции, повесть, в которой автор ведет живой диалог с читателем, заставляя его думать и чувствовать, и уже этим новая книга Быкова очень ценна.

Ее появление оказалось очень своевременным, что выдает в Быкове автора, способного чувствовать момент, угадывать атмосферу сегодняшнего дня. «Остромов, или Ученик чародея» становится достойным завершением трилогии и одновременно с этим дает надежду на то, что русская, российская литература еще может быть действительно талантливой, а не профессиональной или коммерческой.


Дмитрий Быков, «Остромов, или Ученик чародея» — своевременное возрождение русской литературы. Dec 22, 2010
http://lazzy.ru/detail/311.html
Дмитрий Быков: Остромов, или Ученик чародея


Дмитрий Быков: Остромов, или Ученик чародея - рейтинг книги на LAzZY.ru: 3.67 (проголосовало 6)




Отзывы на книгу: Дмитрий Быков: Остромов, или Ученик чародея

Петр : Творчество Д.Быкова

Прочел достаточно, чтобы сделать выводы. Д.Быков безусловно талантлив, но у него отсутствует жизненный опыт, так необходимый настоящему писателю. Он не имеет о чем писать, в то время, как эрудиция и талант литератора требуют этого. Получается, что грунтом, или основанием, его произведений является информация, полученная из других источников, которые он смог охватить. Но поскольку нельзя объять необъятное, то информация всегда не полная. Но это нисколько не мешает автору додумывать или даже думать за героев, благо богатое воображение помогает ему в этом.Произошла смена исторической формации и потому поверхностность стала позволительна всем авторам. Если сравнить книгу о Пушкине Тынянова и ЖЗЛ о Пастернаке и Окуджавы, выскочившие, как свежеиспеченные пирожки, из под бойкого пера автора, вы почувствуете разницу в глубине изучения исходного материала и правдоподобности изложения. Возможно, человеку с такой лихой фантазией вообще противопоказаны эксперименты с ЖЗЛ? Абсолютно "дикая" на мой взгляд трактовка образа Ильи Эренбурга. Он никогда не был таким. Два труса Эренбург и Бабель шепотом ведут разговор, трусливо оглядываясь и непрестанно белея от страха. Пусть еще раз прочтет "Конармию"! Ну и т.д. Я бы на его месте пошел по пути Ефремова и писал в стиле "Лезвия бритвы". Мы прочтем! Читали же Верна, который за свою жизнь ни разу не покинул кабинета для путешествий. Но, по крайней мере, это было бы честно. Это неверно, вкладывать свои мысли, а вернее, домыслы в головы великих людей. Ну и т.д. Мог бы стать хорошим писателем, а так - словоблудие одно, да и только. Я уж не говорю о том, что герой 40-х годов, размышляет о радистке Кэт Юлиана Семенова, который .... а , додумайте сами! (date: 10-Aug-2011)



LAzZY.ru: при использовании материалов с сайта прямая гиперссылка обязательна
для связи: