Людмила Улицкая, на заре своей литературной карьеры создававшая в хорошем смысле слова сентиментальные романы, представила на суд читателей новое свое произведение «Зеленый Шатер». Книга эта с определенных точек зрения является знаковой — она определяет новый этап развития Улицкой как автора, а заодно вполне способна коренным образом изменить состав ее читательской аудитории.
Если раньше Улицкая предлагала читателю романы, наполненные легкой грустью, ностальгией, тоской по человечности и человеческому, то новая книга имеет совершенно иной настрой. Свысока писательница смотрит на советское время и советских людей, проводя четкие границы между социальными группами, мотивами, процессами. Именно это разграничение, стремление окрасить все либо в черный, либо в белый цвет, неприятие полутонов становится тем новым, что определяет направление развития Улицкой как автора.
Внешне история, которую рассказывает писательница, мало отличается от того, что она создавала ранее. Трое друзей, которые строят свои отношения со времен школы, постепенно взрослеют, обзаводятся женами, стареют и, тем не менее, остаются детьми — таков костяк повествования. Каждый из этих троих — творческая, протестующая личность, диссидент, зажатый в тисках условностей, принятых на родине. Не имея свободы для того, чтобы дышать, каждый из героев, тем не менее, сохраняет стремление и любовь к искусству, что становится центральной темой романа.
Улицкая уверенно рисует характеры — это всегда было ее сильной чертой. Так и здесь — каждый из появляющихся на странице книги персонажей обладает чем-то своим, тем, что выделяет его среди прочих. В то же время обстоятельствами, окружением, поведением, Улицкая раскрашивает их в одинаковые блеклые тона, что смазывает акценты, делает картинку менее резкой, притупляет восприятие. Этот прием, видимо, использован для того, чтобы отразить тональность самой эпохи, ее настрой — и так Улицкая из ностальгирующего автора превращается в автора диктатора.
Пытаясь научить читателя тому, как нужно правильно воспринимать мир, окружающий центральных персонажей, она дает им только один угол зрения, лишает их объективности. Именно это становится самым слабым местом романа, и даже боле того — портит все впечатление от «Зеленого шатра». Одним из заметных проявлений этого становится тот факт, что в данной книге все герои однозначно плохие или однозначно хорошие. «Зеленый шатер» демонстрирует даже не неумение, а нежелание использовать полутона, которые раньше придавали такую прелесть произведениям Улицкой.
Впрочем, то, что автор изменился, стал демонстрировать другие взгляды, еще не значит, что он стал писать хуже. С точки зрения именно литературной, «технической» Улицкая остается на высоте. «Зеленый шатер» — это великолепный слог и оригинальная композиция. Последняя заслуживает отдельного упоминания — доведя персонажей до окончания школы, писательница «отпускает» их в свободное плавание. О дальнейшей их судьбе можно судить из калейдоскопа разрозненных глав, в которых мы смотрим на повзрослевших героев глазами второстепенных персонажей. Несомненно, это делает чтение более интересным, и использование этого приема можно считать заслугой Улицкой.
Ну, а то, что она стала более жестким, бескомпромиссным автором, может свидетельствовать о том, что процесс развития для Улицкой не завершился, продолжает идти, и значит, не исключено, что в будущем она будет радовать своих читателей более взвешенными, более объективными в смысле оценок временного пласта произведениями.
|
Людмила Улицкая: Зеленый шатер - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.16 (проголосовало 19)
|