Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» считается одним из самых сильных произведений автора. Более того, многие считают, что следующие книги Пелевина «выросли» из этого романа, так или иначе перекликаются с ним.
«Чапаев и Пустота» был написан в 1996-м году, в 1997-м году произведение номинировалось на получение Малого Букера. Известно, что данное произведение входит в обязательную программу филологических ВУЗов России. Эта книга уникальна, неповторима, гениальна; она — неопровержимое доказательство того, что и сегодня в России могут появляться действительно талантливые авторы. Однако в то же время именно с появлением «Чапаева и Пустоты» Пелевин из категории «практически гениальных» писателей перешел в ряды «модных» авторов. Вероятно, это связано с огромной популярностью романа — на протяжении нескольких лет после первой публикации им зачитывалась вся страна.
Рассказывая об этой книге, Пелевин отмечал, что она — первое в истории мировой литературы произведение, сюжет которого развивается в абсолютной пустоте. Конечно, это не совсем так: персонажей окружают яркие декорации, они находятся во вполне определенном времени (временах) и даже эфемерной, эмоциональной пустоты в книге нет.
«Чапаев и Пустота» рассказывает читателю о поэте Петре Пустоте, который пребывает в психиатрической лечебнице. Центром сюжета становятся его взаимоотношения с Василием Чапаевым и окружением последнего. Действие развивается одновременно в двух временных параллелях: в начале 1990-х годов (в психиатрической клинике) и в 1919-м году (в революционной России, эта линия описывает отношения Пустоты с Чапаевым). В романе есть и второстепенные сюжетные линии, заслуживающие не меньшего внимания, — это истории соседей Петра по палате. Эти истории перемежают основную сюжетную линию, никак не перекликаясь с ней.
Чапаев на протяжении всей книги ведет Пустоту к просветлению и довольно скоро становится для поэта духовным учителем. Уже из этого описания понятно, что «Чапаев и Пустота» — это сплетение самых невероятных персонажей и ситуаций. При этом мастерство Пелевина настолько велико, что ни один из элементов этого сплетения не выбивается из общей канвы.
Применительно к этому роману часто используется выражение «русский дзен». Действительно, Пелевин является адептом дзен-буддизма, для него дзен становится не только красивой формой или вспомогательным инструментом для создания сюжета — эта философия лежит в основе всего романа, является базой, на которой выстроено все повествование.
Критики сочли, что «Чапаев и Пустота» написан в стиле постмодернизма. Интересно, что нередко о Пелевине нередко говорят как об авторе, вышедшем на высшую стадию постмодернизма. В то же время в «Чапаеве и Пустоте» он использует приемы, ставшие «классическими» для этого течения: гротеск, литературное заимствование, пародию. Однако он умудряется применять их достаточно «качественно», совершенно не являясь новатором стиля.
В целом критики очень положительно приняли «Чапаева и Пустоту». Многие говорили о том, что роман обладает великолепным сюжетом, его герои являются яркими и запоминающимися, а сама манера изложения, свойственная автору, не способна кого-либо оставить равнодушным. Одновременно с этим находились рецензенты, указывавшие на стилистические огрехи автора, в частности на постоянные повторы глагола «быть» и чрезмерную увлеченность прилагательным «который». Впрочем, роман это практически не портит, во всяком случае, такие недостатки не являются фатальными для него, что подтверждают огромные тиражи и не ослабевающий интерес к данному произведению.
|
Виктор Пелевин: Чапаев и Пустота - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.46 (проголосовало 13)
|