«Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд — это дебютный роман, который менее, чем за год после первого издания был переведен на несколько десятков иностранных языков, отнесен к бестселлерам и признан шедевром. Книга эта написана в жанре неоготики, предполагается, что читатель под ее обложкой найдет произведение, созданное в стиле лучших британских классиков. Издатели заявляют о том, что «Тринадцатая сказка» — это гениальный роман, возрождение классической британской литературы, новое слово в литературе современной. Солидные тиражи и не менее солидные гонорары автора подкрепляют это заявление и производят колоссальное впечатление на читателей.
Однако на деле оказывается, что все это — скорее красивая обертка, содержимое которой выглядит далеко не так привлекательно, как об этом заявляют издатели и рецензенты.
«Тринадцатая сказка» — это история о дочери букиниста, девушке, увлеченной классическими авторами и фактически, живущей в мире «той», настоящей литературы. Эта девушка получает приглашение стать биографом одной из самых известных писательниц своего времени. Приняв предложение, она отправляется в мрачный готический замок, где ей предстоит не только записать историю жизни знаменитой писательницы, но и принять участие в разгадывании тайн, которыми плотно окутана ее судьба.
Как видно, завязка сюжета очень неплоха, и в качестве современного мистического романа-детектива «Тринадцатая сказка» выглядела бы вполне достойно, однако на классику она никак не тянет. В этой книге есть вполне приличная интрига, есть привычные для поклонников классического английского детектива персонажи, интересная атмосфера и продуманные характеры. Все это остается таковым, только если оценивать «Тринадцатую сказку» как современное произведение без претензий на гениальность и шедевральность. В этом случае в «сухом остатке» мы получим неплохую книгу для отдыха, объемистый, но легкий для прочтения том, который позволяет приятно провести время, но не более того.
До классического же произведения «Тринадцатая сказка» не дотягивает по целому ряду причин, в числе которых и слишком простой слог, и композиция, имеющая явные огрехи, и отсутствие глубокой идеи в произведении. К слову, когда невозможность отнести книгу к числу гениальных произведений стала очевидной, издатели романа вдруг заговорили о том, что «Тринадцатая сказка» — это попытка осмысления неких вопросов, имеющих непосредственное отношение к литературе. Автор действительно размышляет и о природе викторианской литературы, и о сути творческого процесса, и о «балансе» правды и вымысла, однако размышления эти настолько хорошо спрятаны под обильным цитированием классических авторов, что докопаться до их сути сможет разве что самый настырный читатель.
Для тех, кому по душе современные стилизации под классику, не обладающие ее тяжеловесностью и более легкие в восприятии (а именно такой стилизацией и является данная книга), «Тринадцатая сказка» окажется вполне достойным выбором. Тем же, кто любит истинно классическую литературу, не стоит даже приниматься за чтение — ничего кроме разочарования и пустотой траты времени оно не принесет.
|
Диана Сеттерфилд: Тринадцатая сказка - рейтинг книги на LAzZY.ru: 4.50 (проголосовало 4)
|